Биологическая терапия при ревматоидном артрите

Краткий обзор

Генно-инженерные биологические препараты (ГИПБ) разработаны на основе антител мышиной, человеческой, химерической или гуманизированной этиологии.

Это так называемые иммуноглобулины – искусственно синтезированные иммунные клетки. Попадая в организм человека, они подавляют и уничтожают клетки вирусов, патогенные бактерии и инфекции. Поэтому моноклональные препараты при ревматоидном артрите – действенный способ полностью устранить причину заболевания и вернуть пациенту радость жизни.

Биологические препараты для лечения

Инфликсимаб

Является распространенным биопрепаратом для лечения нового поколения: воздействует на клетки ФНО-α, снижая функциональную активность фактора, и состоит из химерных мышечно-человеческих антител.

Назначается лекарство при отсутствии эффекта от лечения базовыми медикаментозными средствами, так как имеют ряд противопоказаний:

  • Аллергия на компоненты препарата;
  • Период лактации;
  • Сепсис и абсцесс;
  • Возраст (до 18 лет не применяется);

Превышение дозировки биологического препарата провоцирует развитие острой сердечной недостаточности, поэтому необходимо строго соблюдение дозировки – внутривенное введение средства от 7 до 10 мг/кг в течение 2 часов через апирогенный фильтр.

Противопоказания к приему Анакинры при артрите

Абатасепт

Биологическое лечение ревматоидного артрита при помощи Абатасепта заключается в сочетании с лекарственным средством Метотрексат, допустимо применение лекарства в виде монотерапии.

Абатасепт представляет собой рекомбинантный белок на основе клеток млекопитающих, способствующий активации Т-лимфоцитов.

Допустимо назначение препарата детям от 6 лет и взрослым для уменьшения симптомов заболевания и улучшения общего самочувствия.

Противопоказано применять Абатасепт детям до 6 лет, беременным женщинам и пожилым людям с высоким риском развития инфекционного поражения организма (наличие в анамнезе сахарного диабета, гепатита).

Общая дозировка препарата – это 0,5-1 г, назначаемого в виде подкожных инъекций или инфузий. Первоначально вводится лекарство 1-2 раза в месяц, затем 1 раз в 4 недели. По показаниям врача допустимо осуществление подкожных инъекций взрослым в дозировке 125 мг через день.

Дозировка Абатесепта для детей рассчитывается лечащим врачом в индивидуальном порядке. Стоимость лекарства зависит от производителя и дозировки, колеблется от 12000 до 70000 рублей.

К распространенным побочным эффектам относятся тошнота и головная боль, вероятно инфекционное поражение верхних дыхательных путей, появление язв, симптомов нарушения сердечно-сосудистой и пищеварительной системы. Запрещено комбинирование Абатесепта с Этанерцептом и Ритуксимабом, блокаторами ФНО.

Средняя стоимость препарата – это 18000 руб.

Ритуксимаб

В основе препарата находятся мышиные и человеческие антитела, воздействующие на В-лимфоциты.

Применение Ритуксимаба необходимо при лечении лимфом и ревматоидного артрита, когда другие методы терапии малоэффективны.

Схема лечения ревматоидного артрита подбирается индивидуально: средство разводят до концентрации 1-4 мг/мл физиологическим раствором, а затем вводят внутривенно капельно. Курс лечения – это 30 дней (осуществляется 1 инфузия в 7 дней).

Противопоказание к назначению и применению – аллергия на белок мыши или другие компоненты препарата.

К побочным действиям относятся:

  • Гиперкалиемия;
  • Гипоксия;
  • Кардиогенный шок;
  • Инфаркт миокарда.

Побочные действия при приеме Ритуксимаба

Не рекомендовано сочетать Ритуксимаб с Цисплатином (возрастает риск развития острой почечной недостаточности) и моноклональными антителами.

image

Допустимо сочетание препарата с Преднизолоном, Винкристином, Доксорубицином и Циклофосфамидом.

В аптеках стоимость препарата колеблется от 12000 до 20000 рублей за флакон.

После курса терапии

2 инфузии по 1000 мг с промежутком 14 дней

К ГИБП относятся: ингибиторы ФНО-a (Инфликсимаб, Адалимумаб, Голимумаб, Цертолизумаб-Пэгол), рецепторов к ФНО-a (Этанерцепт), рекомбинантные антагонисты рецепторов к цитокинам (интерлейкину – 6 – Тоцилизумаб, интерлейкину – 1 — Анакинра), ингибитор ко – стимуляции Т – лимфоцитов (Абатацепт), ингибитор активации В-лимфоцитов (Ритуксимаб).

Для биологических препаратов характерны все полезные свойства, присущие БПВП (подавление воспалительной активности, торможение деструкции суставов, возможное индуцирование ремиссии), но эффект наступает, как правило, гораздо быстрее и значительно более выражен, в том числе в отношении деструкции суставов.

Тяжелый ревматоидный артрит, резистентный к терапии как минимум двумя БПВП (метотрексатом, лефлуномидом) в максимально эффективной и переносимой дозе;

image

Ранний ревматоидный артрит при отсутствии эффекта от других БПВП в максимально переносимой дозе.

Инфекции, включая сепсис и туберкулез;

Злокачественные новообразования, в том числе лимфомы;

Гематологические нарушения (анемия, панцитемия);

Ухудшение симптомов застойной сердечной недостаточности;

Продукция АТ и развитие аутоиммунных реакций;

Инфузионные и аллергические реакции.

Противопоказания к назначению биологических препаратов полностью вытекают из перечисленных выше побочных эффектов. Перед началом терапии необходимо обследование для исключения латентного туберкулеза (рентгенография легких, кожный туберкулиновый или диаскин – тест, исследование крови на квантиферон — тест).

У большинства больных блокаторы ФНО-a назначаются в комбинации с метотрексатом, но могут сочетаться и с такими базисными средствами как лефлуномид и сульфасалазин. При необходимости блокаторы ФНО-a назначаются в качестве монотерапии, но комбинация с метотрексатом превосходит монотерапию по выраженности ответа на лечение и влиянию на рентгенологическое прогрессирование. Тоцилизумаб продемонстрировал свою эффективность в виде монотерапии.

Несмотря на высокую эффективность терапии биологическими препаратами, в 20-40% случаев имеет место первичная или вторичная резистентность к лечению и лишь в 50-60% случаев удается достигнуть частичной или полной ремиссии.

При лечении ревматоидного артрита нередко имеет место резистентность пациентов к лечению. Резистентным к лечению целесообразно считать пациента, лечение которого как минимум двумя стандартными БПВП в максимальных рекомендованных дозах (метотрексат 15-20 мг в неделю, сульфасалазин 2 г/сутки, лефлуномид 20 мг/сутки) было неэффективным.

После завершения курса лечения БПВП у пациентов с ревматоидным артритом, как правило, наступает обострение. Лечение внесуставных (системных) проявлений ревматоидного артрита отражено в таблице 5, анемий – в таблице 6.

Лечение внесуставных (системных) проявлений

Разновидности

При генно-инженерной терапии РА могут применяться следующие виды лекарств:

  1. Производимые на основе антител мышей. Эти медикаменты (Инфликсимаб) считаются средствами 1 поколения, уже значительно устарели и применяются довольно редко.
  2. Лечебные средства гуманизированного типа, представляющие собой гибрид антител мышей и человеческих клеток с высоким уровнем взаимодействия.
  3. Биопрепараты на основе иммунных клеток человека – самые действенные и популярные в генной медицине. Их наименований очень много – Алемтузумаб, Рамуцирумаб, Элотузумаб, Трастузумаб, Блинатумомаб.
  4. Биологические лекарства от ревматоидного артрита, на четверть состоящие из мышиных антител (Ремикейд).

Отзывы

По отзывам докторов, назначавших лечение ГИПБ, стойкого выздоровления и длительной ремиссии удается достигнуть не более 60% от общего числа пациентов. Такой эффект связан с тем, что у остальных наблюдалась повышенная устойчивость (резистентность) к препаратам генной инженерии.

По окончании курса терапии моноклональными антителами часто наблюдается обострение состояния пациента. Это вызвано характером взаимодействия иммунных клеток с патогенными агентами и считается нормой.

По отзывам пациентов, генная инженерия – это элитарное средство борьбы с трудноизлечимым недугом, принципиально новый и эффективный вариант лечения.

Алина Евгеньевна, 45 лет, Рыбинск: «У нас в родне многие женщины, как пожилые, так и довольно молодые, долго и безуспешно лечатся от аутоиммунного артрита. Я тоже лет с 35 страдаю, каких только лекарств и методов не испробовала! И нестероиды, и кортикостероиды и лазерное лечение. На курорты, в самые лучшие санатории езжу, благо заработки позволяют, но нога все равно продолжает болеть.

Да, они дорогие – около 20 тысяч за упаковку, но я уже устала мучиться с коленом! Перед началом лечения пришлось пройти долгое обследование, сдать дорогие анализы, чтобы исключить рак, туберкулез, аллергию.

Затем мне длительным курсом делали эти уколы, пришлось соблюдать некоторые ограничения. Да и после курса было такое обострение, страшно вспомнить. Доктора говорят – это норма, иммунные клетки борются с возбудителями болезни. Но все получилось! После поездки в клинику прошло уже больше года, о болезни не вспоминаю. Просто чудо».

Изучение отзывов о генной инженерии при ревматоидном артрите позволяет объективно оценить эффективность биологических препаратов и принять решение об их применении.

Лечение биологическими препаратами ревматоидного артрита проводится строго под наблюдением врача и контролем состояния лабораторными исследованиями крови. Успех терапии зависит от стадии заболевания и грамотно составленной схемы лечения.

Побочные эффекты

Учитывая силу воздействия средств генной биологии, при их применении следует точно убедиться в отсутствии противопоказаний. В основном, таковые находятся в прочной взаимосвязи с возможными побочными эффектами на фоне приема биопрепаратов.

В число самых частых побочек входят:

  • Инфекционные процессы, в том числе такие тяжелые, как заражение крови, туберкулез.
  • Недуги онкологической этиологии.
  • Заболевания гематологического характера: полицитемия, анемия.
  • Серьезные сердечные дисфункции.
  • Новые аутоиммунные нарушения.
  • Тяжелые аллергические проявления.

Как говорилось ранее, противопоказания к приему ГИПБ идентичны возможным побочным явлениям. Перед началом терапии пациенту предлагается пройти ряд исследований, чтобы исключить латентный туберкулез. Это такие, как рентгенография, диаскинтест, кожно-туберкулиновое исследование, анализ крови на квантиферон-тест.

Чаще всего ГИПБ рекомендуется принимать в сочетании с базисными средствами «Метотрексат», «Лефлуномид», «Сульфасалазин». Иногда средства генной инженерии назначаются в качестве монотерапевтических. Однако при их комбинации с иммунодепрессантами наблюдается более выраженный терапевтический эффект, что подтверждается данными рентгенографических исследований.

Подводя итоги

Клетки моноклональных антител воздействуют на аутоиммунные возбудители ревматоидного артрита, блокируя их активность, препятствуя дальнейшему распространению недуга.

ГИБП при терапии РА устраняют патогенные комплексы из состава крови, предупреждая тем самым развитие повторных рецидивов заболевания.

Цена на эти группы препаратов, которая на порядок превышает средние показатели обусловлена сложностью и многоэтапностью их производства (10-20 тыс. руб.).

По мнению медицинских работников, лечиться генно-инженерными биологическими препаратами гораздо эффективнее в сравнении с традиционной методикой противоартритной терапии: НПВП, глюкокортикостероидами, физиотерапевтическим лечением.

Поэтому препараты генной инженерии считаются лучшим средством при терапии РА и иных сложноизлечимых заболеваний.

Мясоутова Лейсан Ильдаровна – главный ревматолог Управления здравоохранения по г. Казани МЗ РТ, ассистент кафедры госпитальной терапии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Сегодня медицина не стоит на месте, а постоянно развивается и движется вперед, и все благодаря прогрессу в сфере науки. Врачи постоянно работают над усовершенствованием методов диагностики и лечения. Число пациентов с ревматологическими заболеваниями постоянно растет. Большинство ревматологических болезней характеризуется тяжелыми осложнениями и дает большой процент инвалидности.

— Лейсан Ильдаровна, расскажите, пожалуйста, о применении генно-инженерных биологических препаратов в ревматологии?

Первыми препаратами из группы ГИБП стали ингибиторы фактора некроза опухоли альфа (ФНО), которые появились на рынке более 20 лет назад. Сейчас они известны нашим коллегам по всему миру. Их получили и получают миллионы пациентов. Это препараты первой линии, которые относятся к числу наиболее эффективных. Кроме ревматологии ингибиторы ФНО применяются в гастроэнтерологии при лечении таких заболеваний как язвенный колит и болезнь Крона.

Круг лекарственных средств, относящихся к ГИБП, продолжает расширяться. Появились так называемые препараты второй линии с другими механизмами действия, они назначаются при ревматоидном артрите в случае неэффективности ингибиторов ФНО.

В настоящее время в нашей стране зарегистрировано 9 препаратов из группы ГИБП. Следует отметить, что это колоссальный прорыв в медицине. Они применяются как в внутривенной так и в подкожной форме. Несколько месяцев назад в Российской Федерации был зарегистрирован последний препарат, который вероятно также будет относиться к этой группе уже в таблетированной форме. В руках умелого врача-ревматолога ГИБП — эффективное оружие в борьбе с ревматологическими заболеваниями.

В настоящее время существуют разные мнения о том, стоит ли данные препараты принимать пожизненно, либо в некоторых случаях возможен перерыв в терапии. Ведущие эксперты мира, имеющие 10-20-летний опыт использования этих препаратов, говорят о том, что ряд препаратов на время можно отменить или заменить на другие.

— Какие мероприятия по ревматологии планируются в наступившем году?

— 2014 год является знаковым для Казанской ревматологии. Кроме юбилея ревматологического Центра, весна этого года значима тем, что будет отмечаться 200-летие Казанского государственного медицинского университета, в рамках этих мероприятий традиционно в апреле месяце кафедра госпитальной терапии, которая работает совместно с Центром ревматических заболеваний и остеопороза будет проводить Салиховские чтения. Это ежегодное мероприятие является значимым для всех ревматологов Приволжского федерального округа.

— В Республике Татарстан какие ревматические заболевания относятся к самым распространенным?

— Самыми распространенными заболеваниями являются остеоартроз и остеопороз. Эти заболевания более просты в плане патогенеза. Они относятся к группе социально-значимых, и им подвержены большинство лиц пожилого возраста. Однако в лечении этих заболеваний такого прогресса мы не наблюдаем.

— Наука движется вперед именно в плане изучения аутоиммуных заболеваний, таких как ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева, системная красная волчанка. В этом плане был совершен революционный прорыв. В 2014 году будут зарегистрированы новые молекулы. Биологическая терапия, изучение новых механизмов патогенеза ревматологических заболеваний, определение взаимодействия молекул на уровне патогенеза, приводит к тому, что возникают новые препараты, которые влияют на самые различные точки патогенеза.

— С какими трудностями сталкивается практикующий врач-ревматолог?

— Это самый сложный вопрос. Естественно, возникают вопросы, на которые мы не можем ответить. И этот процесс очень динамичный. При работе с ГИБП мы ощутили потребность во врачах других специальностей.

Сейчас идет колоссальная совместная работа с травматологами-ортопедами во главе с заведующим кафедрой травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных состояний КГМУ, профессором И.Ф. Ахтямовым в плане протезирования наших пациентов, в том числе и находящихся на биологической терапии, решаются проблемы терапии остеопороза.

— Вторая специальность, в которой мы заинтересованы, это фтизиатрия. Основной побочный эффект наших препаратов — развитие оппортунистических инфекций и, в первую очередь, туберкулеза. Поэтому идет совместная работа с кафедрой фтизиопульмонологии КГМУ, которую возглавляет профессор А.А. Визель и Казанским фтизиатрическим диспансером. Десять лет назад мы не могли даже подумать, что у нас будут тесные взаимоотношения с врачами-фтизиатрами.

— Налаживаются взаимоотношения с врачами-дерматологами, так как псориатический артрит лечат как дерматологи, так и ревматологи.

— Началось активное взаимодействие с детскими ревматологами, так как при лечении детей с ревматологическими заболеваниями также применяются ГИБП. Совместно с детскими ревматологами решаем все возникающие вопросы, активно работаем с сотрудниками кафедры госпитальной педиатрии КГМУ, Детской республиканской клинической больницы.

— Возможна ли профилактика разрушения суставных хрящей при интенсивных нагрузках современного человека, а также восстановление разрушения хряща без побочных негативных явлений со стороны ЖКТ?

— В США и странах Западной Европы в ревматологии активно применяется гидролизат коллагена. Его можно применять как людям молодого возраста с профилактической целью, так и пациентам, страдающим остеоартритом для предотвращения дальнейшего разрушения хряща. Важно, чтобы форма гидролизата коллагена была в наиболее усваиваемой организмом жидком форме, которая есть на прилавках аптек.

В апреле 2013 года на базе модернизированной Городской клинической больницы № 7 в новом формате открылся кабинет генно-инженерной биологической терапии. Он уникален и является одним из лучших в Поволжье. На базе ревматологического отделения работает сертифицированный врач, который занимается генно-инженерной биологической терапией и обученная медицинская сестра, выполняющая техническую сторону вопроса. Подобного рода специалистов, работающих в кабинете антицитокиновой терапии в ПФО пока нет.

Гульнара Абдукаева

Ревматологические патологии — бич современности. Препараты генной инженерии при ревматоидном артрите — признанный врачами золотой стандарт лечения. Терапия ими еще не столь распространена по причине высокой стоимости этой группы медикаментов. Но новые разработки, оптимизация производства позволяют поставить их изготовление на конвейер и сделайть ценовую политику более доступной.

” alt=””>

Оглавление [Показать]

Ссылка на основную публикацию
Похожее